Тип урока: урок комплексного применения
знаний
Цель: Организовать
самостоятельную деятельность учащихся для постановки целей урока, организовать
планирование хода урока по получению знаний в предметной области и развивать
самооценку деятельности на уроке.
Класс: 7. Предмет: Физика. Модуль (тема): Плотность вещества.
Тема урока:
“Экспериментальное определение плотности вещества (жидкости)”. Целеполагание для ученика (ЗУН –
что надо знать, что уметь после 45 минут урока).
Целеполагание
для учителя
(в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать и т.д.).
1. Знать:
формулу зависимости плотности от объема и массы, применение этой формулы не
только для твердых тел, но и для жидких, алгоритм выполнения лабораторной
работы.
2. Уметь
(делать):
–
самостоятельно определить цель урока;
–
по составленному алгоритму выполнить лабораторную работу
Определить цену деления приборов.
Оформить протокол лабораторной работы.
Дать оценку своей практической
деятельности (написать вывод).
Скорректировать свой вывод (Рефлексия). 1. Предметные цели:
– Продолжить формирование
экспериментальных навыков при выполнении лабораторных работ;
–
закрепить знание физических величин, характеризующих плотность вещества.
–
Закрепить знание формулы ρ = m/V (для определения плотности жидкости)
–
помочь осознать, что плотность можно определять не только у твердых тел, но и у
жидких тоже.
–
закрепить навыки перевода единиц измерения физических величин m, V, ρ в
систему СИ (новые условия);
–
закрепить умение определять цену деления приборов;
–
помочь осознать сходство выполнения всех экспериментальных заданий,
лабораторных работ;
–
помочь составить общий алгоритм выполнения лабораторной работы;
2. Цели,
отражающие развитие ОУУН
–
организовать работу учащихся для постановки цели урока
–
организовать учащихся для планирования собственной деятельности (составление
алгоритма при выполнении любой лабораторной работы);
–
организовать учащихся для самостоятельного выполнения лабораторной работы
(мотивация их к самостоятельной работе по получению знаний);
–
развивать самостоятельность при выполнении лабораторной работы,
–
уметь анализировать полученный результат,
–
уметь сравнивать табличное и экспериментальное значение физической величины;
–
развивать самооценку при выполнении лабораторной работы (написание вывода);
–
помочь учащимся осознать достигнута ли ими цель урока.
Опорные
понятия, учебные действия. Формируемые
понятия, учебные действия
Масса, объем, плотность вещества, цена
деления приборов, умение определять массу и объем твердого тела. Продолжить формирование понятия плотности
вещества (жидкости), углубить умение выполнять лабораторную работу по описанию
и составленному алгоритму, оформлять протокол лабораторной работы, уметь давать
самооценку своей работе (написание вывода).
Диагностические
задания
(по запланированным целям, как учебный результат ученикам).
Определение плотности жидкости по
описанию и составленному алгоритму;
Задание по карточке на проверку усвоения
алгоритма выполнения любой лабораторной работы.
Этапы урока Методический инструментарий Обратная связь
Организационный
момент
(тема, содержание урока, план). 1.
Демонстрация устройства, где в одной части частицы тонут, а в другой, наоборот,
всплывают. (Вопрос – проблема.)
Можно продемонстрировать подсолнечное
масло на поверхности воды.
2. Наглядное отображение изучаемого
раздела на интерактивной доске. Приложение 1 (Слайд 1) 1. Учащиеся приходят к выводу, что плотность есть не только у
твердых тел, но еще и у жидких.
Подготовка к основному этапу занятий;
актуализация опорных знаний и умений
Слайд 2. На экране с вопросом на
определение плотности вещества;
Слайд 3. Мнемонический треугольник.
Слайд 4. Наглядное отображение темы урока.
Слайд 5. Наглядное отображение темы урока и
цели урока.
Слайд 6. – Задачи урока.
Слайд 7. Сравнение с эталоном. Готовность учащихся к активной
учебно-познавательной деятельности, они вспоминают формулы для определения
физических величин m, V, ρ
Учащихся используют мнемонический
треугольник для определения формул.
Цели урока, предложенные учащимися,
отражаются на Слайде 5.
Задачи урока предлагает учитель,
учащиеся принимают эти задачи и приступают к составлению алгоритма выполнения
любой лабораторной работы.
Учащиеся активно сравнивают составленный
ими алгоритм с эталоном.
(Приложение 3) Закрепление знаний и способов действий.
Слайд 8 Наглядно показывает, какой этап
работы предстоит.
Учащиеся получают описание лабораторной
работы.
Учащиеся получают комплект лабораторного
оборудования (один - на двоих)
На экране – алгоритм выполнения
лабораторной работы. (Слайд 7) Самостоятельно
учащиеся знакомятся с описанием лабораторной работы (Приложение 2) и получают
лабораторное оборудование.
Самостоятельно (по алгоритму) выполняют
лабораторную работу в парах; (ограничены по времени 15–20 минут).
Зачитывают один готовый вывод,
обсуждение его, сравнение экспериментально полученной плотности воды с
табличным ее значением, определяем критерии достоверности полученного
результата и самостоятельно корректируют вывод (оценка учащимися своей
деятельности и достижений по выполнению лабораторной работы).
Подведение итогов урока; рефлексия Карточка на проверку усвоения
алгоритма выполнения лабораторной работы (рефлексия) с взаимопроверкой
Карточка с алгоритмом для каждого
ученика (вклеить в тетрадь Приложение 3) Оценка
учащимися своей деятельности и достижений в ходе урока по планированию своей
деятельности.
Д/З:
Изучить § 21, выучить определение, формулы и следствия из
них, ответить на вопросы после §
решить задачи из упр.,7 (1,2,3) устно
и
задачи из упр.,7 (4, 5) письменно.