Экспериментальное определение плотности вещества (жидкости). 7-й класс.

 

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Цель: Организовать самостоятельную деятельность учащихся для постановки целей урока, организовать планирование хода урока по получению знаний в предметной области и развивать самооценку деятельности на уроке.

Класс: 7.   Предмет: Физика.   Модуль (тема): Плотность вещества.

Тема урока: “Экспериментальное определение плотности вещества (жидкости)”.

Целеполагание для ученика (ЗУН – что надо знать, что уметь после 45 минут урока).

Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать и т.д.).

1. Знать: формулу зависимости плотности от объема и массы, применение этой формулы не только для твердых тел, но и для жидких, алгоритм выполнения лабораторной работы.

2. Уметь (делать):

 – самостоятельно определить цель урока;

 – по составленному алгоритму выполнить лабораторную работу

Определить цену деления приборов.

Оформить протокол лабораторной работы.

Дать оценку своей практической деятельности (написать вывод).

Скорректировать свой вывод (Рефлексия).  1. Предметные цели:

– Продолжить формирование экспериментальных навыков при выполнении лабораторных работ;

 – закрепить знание физических величин, характеризующих плотность вещества.

 – Закрепить знание формулы ρ = m/V (для определения плотности жидкости)

 – помочь осознать, что плотность можно определять не только у твердых тел, но и у жидких тоже.

 – закрепить навыки перевода единиц измерения физических величин m, V, ρ в систему СИ (новые условия);

 – закрепить умение определять цену деления приборов;

 – помочь осознать сходство выполнения всех экспериментальных заданий, лабораторных работ;

 – помочь составить общий алгоритм выполнения лабораторной работы;

2. Цели, отражающие развитие ОУУН

 – организовать работу учащихся для постановки цели урока

 – организовать учащихся для планирования собственной деятельности (составление алгоритма при выполнении любой лабораторной работы);

 – организовать учащихся для самостоятельного выполнения лабораторной работы (мотивация их к самостоятельной работе по получению знаний);

 – развивать самостоятельность при выполнении лабораторной работы,

 – уметь анализировать полученный результат,

 – уметь сравнивать табличное и экспериментальное значение физической величины;

 – развивать самооценку при выполнении лабораторной работы (написание вывода);

 – помочь учащимся осознать достигнута ли ими цель урока.

Опорные понятия, учебные действия.          Формируемые понятия, учебные действия

Масса, объем, плотность вещества, цена деления приборов, умение определять массу и объем твердого тела.    Продолжить формирование понятия плотности вещества (жидкости), углубить умение выполнять лабораторную работу по описанию и составленному алгоритму, оформлять протокол лабораторной работы, уметь давать самооценку своей работе (написание вывода).

Диагностические задания (по запланированным целям, как учебный результат ученикам).

Определение плотности жидкости по описанию и составленному алгоритму;

Задание по карточке на проверку усвоения алгоритма выполнения любой лабораторной работы.

 Этапы урока    Методический инструментарий    Обратная связь

Организационный момент (тема, содержание урока, план).          1. Демонстрация устройства, где в одной части частицы тонут, а в другой, наоборот, всплывают. (Вопрос – проблема.)

Можно продемонстрировать подсолнечное масло на поверхности воды.

2. Наглядное отображение изучаемого раздела на интерактивной доске. Приложение 1 (Слайд 1)   1. Учащиеся приходят к выводу, что плотность есть не только у твердых тел, но еще и у жидких.

Подготовка к основному этапу занятий; актуализация опорных знаний и умений     

Слайд 2. На экране с вопросом на определение плотности вещества;

 Слайд 3. Мнемонический треугольник.

 Слайд 4. Наглядное отображение темы урока.

 Слайд 5. Наглядное отображение темы урока и цели урока.

 Слайд 6. – Задачи урока.

 Слайд 7. Сравнение с эталоном.       Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности, они вспоминают формулы для определения физических величин m, V, ρ

Учащихся используют мнемонический треугольник для определения формул.

Цели урока, предложенные учащимися, отражаются на Слайде 5.

Задачи урока предлагает учитель, учащиеся принимают эти задачи и приступают к составлению алгоритма выполнения любой лабораторной работы.

Учащиеся активно сравнивают составленный ими алгоритм с эталоном.

(Приложение 3)       Закрепление знаний и способов действий.  

Слайд 8 Наглядно показывает, какой этап работы предстоит.

Учащиеся получают описание лабораторной работы.

Учащиеся получают комплект лабораторного оборудования (один - на двоих)

На экране – алгоритм выполнения лабораторной работы. (Слайд 7)       Самостоятельно учащиеся знакомятся с описанием лабораторной работы (Приложение 2) и получают лабораторное оборудование.

Самостоятельно (по алгоритму) выполняют лабораторную работу в парах; (ограничены по времени 15–20 минут).

Зачитывают один готовый вывод, обсуждение его, сравнение экспериментально полученной плотности воды с табличным ее значением, определяем критерии достоверности полученного результата и самостоятельно корректируют вывод (оценка учащимися своей деятельности и достижений по выполнению лабораторной работы).

Подведение итогов урока; рефлексия           Карточка на проверку усвоения алгоритма выполнения лабораторной работы (рефлексия) с взаимопроверкой

Карточка с алгоритмом для каждого ученика (вклеить в тетрадь Приложение 3)         Оценка учащимися своей деятельности и достижений в ходе урока по планированию своей деятельности. 

Д/З:  Изучить § 21,  выучить определение, формулы и следствия из них, ответить на вопросы после §

решить задачи  из упр.,7 (1,2,3) устно

и  задачи  из упр.,7 (4, 5) письменно.

 

Презентация к уроку

Сайт управляется системой uCoz